Данные уроки истории и обществознания разработаны для учащихся 9 - 11 классов на основе метапредметной технологии «Проблема». В основу разработок положены публикации СМИ, отражающие различные тенденции, процессы и их аспекты во всех сферах современного российского общества.
Ценность данной технологии состоит в том, что технология «Проблема» позволяет учащемуся самому осмыслить ситуации, где нет однозначного решения.
Цель разработок:
- углубить преподавание истории и обществознания за счет использования технологии «Проблема».
Задачи:
личностные:
- направлять формирование ценностных категорий у учащихся (идеология, политика, мораль),
- воспитание российской гражданственности, идентичности, патриотизма, освоение социальных норм и форм социальной жизни.
предметные:
- способствовать формированию у учащихся целостного представления об обществе и целостного мировоззрения;
- развивать умение находить нужную социальную информацию в источниках, адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять, давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей.
метапредметные:
- создавать условия для воспитания гражданственности, развития морального сознания:
- развивать умение организовывать учебное сотрудничество,
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- способность анализировать реальные социальные ситуации.
Специалисты по метапредметным технологиям рекомендуют вводить метапредмет «Проблема» не раньше, чем на уровне 8 — 9 классов. (Половкова М.В.) Основная трудность при использовании данной технологии — поиск необходимых текстов для урока. В процессе работы с публикациями СМИ я пришла к выводу, что текстовой материал по сложности более «подходил» для учащихся 9 — 11 классов. Для этих классов мною разработано пять уроков:
1. «Чтение как проблема современного российского общества» - урок обществознания для 10 -11кл.
/Vargasova_NV/chtenie_kak_problema_sovremennogo_rossijskogo_obsh.doc
2. «Внешняя политика современной России: проблема союзников» - урок истории для 10-11кл.
/Vargasova_NV/vneshnjaja_politika_rossii.doc
/Vargasova_NV/argumenty_i_fakty-statja_dlja_zanjatija.doc
3. «Действие положений Конституции РФ в реальной жизни» - интегрированный урок истории и обществознания для 9 -11 кл.
/Vargasova_NV/dejstvie_polozhenij_konstit-kopija.doc
4. « Мигранты в нашем обществе» - урок обществознания для 9 - 10 классов.
/Vargasova_NV/migranty_kak_problema.doc
5. «Духовная жизнь современного российского общества. Подъем и упадок» - урок истории для 9 класса.
/Vargasova_NV/patriotizm_podem-upadok.doc
Все уроки апробированы на классных группах Левобережной средней школы, а также проведены в рамках обмена опытом на районных и региональных семинарах по использованию метапредметных технологий в 2013-2015 учебных годах.