Воскресенье, 28.04.2024, 13:19
Приветствую Вас Гость | RSS

РМО учителей общественных дисциплин

Счетчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Есина Елена Николаевна

Учебно-методическая публикация

учителя истории СОШ №6 г. Тутаева

Есиной Елены Николаевны.

Методическая разработка  районной  интеллектуальной игры «Шаг к пятерке»

Методическая тема – «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Введение

Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире.  Поэтому перед учителем всегда стоит  вопрос, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые , побуждают  овладевать знаниями и умениями, обеспечивают активное участие обучающихся., повышают авторитет знаний. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения которые способствуют  развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению.

Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта.

Интеллектуальная  игра объединяет игровую и  учебную  деятельность, развивает теоретическое мышление, логику,  мотивирует  к самостоятельному поиску информации.

Для современной школы проведение интеллектуальных игр  актуально, т.к.они  развивают познавательный интерес и эрудицию,  способствуют  положительной мотивации к обучению

 Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не  только предметные  знания, но  и «компетенции»- то, что определяет  способности человека применять в конкретных ситуациях свои знания и умения

В условиях ограниченного времени участникам игры требуется ответить на ряд вопросов , выполнить задания применяя  методы продуктивного мышления .

Целями интеллектуальных игр, как правило, являются следующие:

- Создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально - развивающей деятельности;

- Содействие развитию интеллектуально - творческих способностей ;

- Содействие развитию самостоятельной поисковой деятельности;

- Выявление и поддержка интеллектуально одаренных учащихся;

- Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению  истории и обществознания.

 Для реализации этих целей необходимо помнить о  следующих задачах:

- развитие логического и творческого мышления,

- развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов (обобщение, анализ, синтез),

- развитие навыков построения логической цепочки,

- развитие навыков командной работы.

В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения интеллектуальных игр  в  школе .

 Поэтому  актуальность  представленной учебно-методической работы определяется  темой «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях работы современной школы»

 Проблемой  рассматриваемой в работе являются условия эффективного применения интеллектуальных игр в  школе.

Целью настоящей работы явилось рассмотрение методики проведения  интеллектуальных игр  как важнейшего компонента деятельности учителя

В методической разработке затронуты  общие теоретические и методические вопросы организации интеллектуальных игр, представлены материалы.

Практическая значимость  определяется возможностью применения разработанной интеллектуальной игры  в практической деятельности  учителей, специализирующихся в области социально-гуманитарных дисциплин.

.                                  Основная часть

Предлагаю вниманию коллег методическую  разработку подготовки и проведения районной  интеллектуальной игры«Шаг к пятерке».

Районная   интеллектуальная  игра  «Шаг к пятерке» проводится в  Тутаевском муниципальном районе с 2012 года по инициативе автора данной  методической разработки.

Для реализации   идеи были поставлены следующие задачи:

 - активизировать деятельность учителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся;

 - создать систему интеллектуальных игр с определенной структурой и на основе  постоянных требований;

- разработать рекомендации для педагогов при подготовке и проведению районной интеллектуальной игры.
 

5 шагов  в игре «Шаг к пятерке»

1. Разработка общего Положения по интеллектуальной игре, где  прописаны основные правила ее проведения. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Она не должна изменяться  от одной игры до другой. ( см. Приложение 1)

2. Выбор темы  очередной игры. По Положению   игры «Шаг к пятерке» это всегда темы, посвященные юбилейным событиям отечественной истории. Выбор таких   тем  соответствует целям исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся как раз и  заключается в возможности использования  памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма.

3.Подготовка команд к игре. Для этого на заседании МО создается команда учителей (Оргкомитет), которые готовят обучающихся к игре. Обговариваются особенности проведения очередной игры  по определенной теме, назначаются сроки ее проведения. В ходе подготовки проявляется воспитательное значение игры. Обучающиеся , работая над материалами , посвященными юбилейным датам включаются не только в исторический процесс, но и духовное состояние общества, т к празднование  юбилеев в наше время  стало не просто данью памяти , но  и мощным культурным катализатором, влияющим на состояние исторической памяти народа.  Таким образом , юбилей  можно рассматривать как культурно-социальный феномен, имеющий огромное воспитательное значение для воспитания  подростков.

Игра предназначена для учащихся  среднего и старшего школьного возраста. Команды формируются по 5 человек  из разных школ района . Также на игре присутствуют болельщики, поддерживающие команду своей школы. Игра определяется по типу игр как составная. В ходе игры  участники проходят 5 шагов:- конкурсов, оценивающихся по балловой системе. На каждом этапе игры разнообразные задания.

В начале игры участники представляют свою команду(название образовательного учреждения, название команды, девиз и домашнее задание  - постер по теме игры .

На 1.2,3,4,этапе задания командам дает ведущий. Эти задания так или иначе связаны с конкретными типами  заданий ОГЭ или ЕГЭ по истории (на работу с таблицами, схемами, картами, иллюстрациями) и вызывают у участников живой практический интерес.

 На  5 этапе каждая команда задает вопросы по теме игры командам соперникам.

 Цель данного этапа - развитие  понятийного  мышления, поэтому вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знаний. В тексте вопроса должны присутствовать как «подсказки», упрощающие поиск искомого ответа, так и «лишняя» информация, которая затрудняет или «затемняет» правильный ответ.  Привлекательными бывают  вопросы , которые опираются на чувство юмора. Время на обдумывание ответа – 1 минута .
4. Подготовка сценария  игры. ( см. Приложение 2)

5.Награждение участников игры. Итоги игры «Шаг к пятерке» подводятся по сумме баллов, полученных в ходе    проведения  интеллектуальной игры .  Победителем признается команда, набравшая большее число баллов. В случае равного числа набранных командами баллов, задается дополнительный вопрос, по результатам которого определяется победитель.  

Все участники  районной  интеллектуальной игре «Шаг к пятерке» получают сертификаты. Команды-победители награждаются дипломами.

Заключение

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности.  Индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени, соревнования делает интеллектуальную игру эффективным  средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Любой учитель, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, может организовать и провести интеллектуальную игру« Шаг к пятерке»  в соответствии с определенной структурой и на основе  постоянных требований.

Залогом ее успеха является постоянство формы и регулярность проведения ,ясность построения  программы  игры, возможность участия всех желающих.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930