Разновозрастные занятия
(Методическая разработка, 2015г.)
«Золотой век» русской культуры (8, 10 классы)
/Bulat_TN/bulat_t.n-zolotoj_vek_russkoj_kultury-raznovozrast.doc
Цель: познакомить учащихся с основными достижениями русской культуры указанного периода, воспитать у учащихся чувство гордости за отечественную культуру.
Задачи:
Образовательные:
Общие (8, 10 класс)
- Уяснить исторические условия, отражения исторических событий, катаклизмов в культуре России первой половины 19 века
- Основные стили и направления в культуре России первой половины 19 века
- Осознание важности вопроса в прошлом и на сегодняшний момент
- Мировое значение русской культуры России первой половины 19 века
8 класс
- Знакомство с архитектурными стилями
- Знакомство с ведущими русскими театрами, с памятниками архитектуры, скульптуры, произведениями живописи, музыки
- Культурное развитие края в первой половине 19 века
10 класс
- Расширение и углубление знаний о ведущих русских театрах, памятниках архитектуры, скульптуры, произведений живописи, музыки.
- Культурное развитие края в первой половине 19 века
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования и умений работать в разновозрастных группах
- Развитие организаторских способностей
- Развитие познавательных интересов
- Развитие умений обобщать материал и делать логические выводы
Воспитательные:
- Формирование культуры общения и чувства ответственности
- Формирование умения самооценки и оценивания других
- Воспитание уважения друг к другу
- Воспитание у учащихся чувства гордости за отечественную культуру.
Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний).
Методы: исследовательский, проблемный, целеполагание.
Обоснование объединения классов:
Сходство содержания в 8 и 10 классах и возможность приобретения педагогических навыков.
Ход занятия.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. замечания |
1. Систематизация ранее полученных знаний по культуре |
Организует работу в группах, задает вопросы группам (приложение №1 |
Обмениваются знаниями. Ученица старшеклассница оценивает ответы учащихся и отмечает в таблице как работали группы (приложение №2) |
Текст вопросов на столе в каждой группе. В карте самоконтроля учащиеся отмечают в графе «Моя активность» на каждый вопрос отвечая. В графе «Самооценка» поставил себе оценку |
2. Совместное открытие знаний |
Логически подводит детей к восприятию новой темы (приложение №3,4) Дает фрагмент по видеокультуре 1-ой половины 19 в (архитектурный облик Москвы, Петербурга) |
Сообщают тему. Самостоятельно формулируют цель, задачи. Работают со схемой. |
Тема записана на доске. Формулировка цели, задач записывается в виде схемы на доску. (приложение №5 |
2.1. Самостоятельная работа учащихся |
Вводит понятия (приложение №6) |
Дают определения понятиям, работа с учебником, справочной литературой |
На доске записаны понятия. В таблице делаются отметки кто как работал и каждый оценивает себя сам |
2.2. Поисковая работа учащихся |
Знакомит с содержанием понятия для поисковой работы (приложение №7) |
Изучают творческие проекты учащихся, иллюстрации, буклеты. На основе изученного составляют схему, лучший вариант выносится на доску и комментируется вслух. (приложение № 8) |
Восьмиклассники расширяют свои знания по данной теме. С помощью схемы, которую оформили и прокомментировали старшеклассники |
2.3. Проверка выполнения самостоятельного задания |
Организует совместную деятельность учащихся, их взаимопомощь |
Рассказывают о выдающихся памятниках архитектуры, скульптуры Москвы, Петербурга. Характерные черты московского, петербургского, Провинциального классицизма. (творческие работы детей хранятся в кабинете истории) |
|
2.4. Знакомство с краеведческим материалом по теме |
Предоставляет слово старшеклассникам (приложение № 9) |
Расширяют и конкретизируют свои знания по данной теме. Рассказывают и показывают архитектурные памятники г. Ярославля, старинные здания в стиле провинциального классицизма |
Учащиеся приглашают совершить заочную экскурсию по Санкт-Петербургу, Москве, Ярославлю |
2.5. Музыкальная гостиная 1-ой половины 19 века |
Эту часть урока проводит учитель музыки |
Учительница вместе с учащимися знакомит всех с достижениями в области музыки. Звучат: оркестровая запись, песни, романсы в исполнении учащихся. Все поют песню «Вдоль по улице метелица метет». Продолжают работу со схемой «Крупные музыкальные произведения отечественных композиторов» |
Сообщение готовится учащимися 8, 10 классов |
2.6. Информационный симпозиум, посвященный живописи данного периода |
Эту часть урока проводит учитель МХК |
Учащиеся знакомятся с достижениями в области живописи, работают с видеоматериалами и продолжают работу над разгадыванием кроссворда |
Сообщения и видеоматериалы готовят учащиеся 8 класса |
3. Подведение итогов |
Организует рефлексию, комплексный анализ |
Высказывают свою точку зрения по проблеме, обмениваются мнениями (приложение № 10) Оценивают ответы учащихся в группах, самооценку |
Учащиеся заполняют карту самоконтроля. Учащиеся выставляют себе оценку, пишут свои предложения и т.д. (приложение № 11) |
4. Домашнее задание |
Дает дифференцированное домашнее задание |
Записывают домашнее задание и берут дополнительную литературу по «Русской православной церкви в первой половине 19 в.» |
|
Приложение № 1.
- Объясните, как вы понимаете слово «культура»?
- Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине
19 в.
- Определите факторы, которые оказали влияние на развитие системы образования, науки, культуры в первой половине 19 века.
- К началу 19 века Россия являлась страной особой культурной жизни со своими особенностями… Назовите, пожалуйста, эти особенности культурного развития.
- Простые люди находились вне культуры?
Приложение № 2.
Таблица с оценкой «+», «-», «+-»
Отлично доработать хорошо
Группы |
Повторение пройденного (систематизация ранее полученных знаний по культуре) |
Определение темы, цели, задач |
Понятия |
Поисковая работа |
Решение кроссворда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приложение № 3.
В одном из своих произведений Александр Иванович Герцен писал о русском народе ….. Время Пушкина, первую треть 19 века называют …
(ученики называют «Золотым веком» русской культуры)
Приложение № 4.
- С какими достижениями культуры вы знакомились?
- С какими достижениями культуры нам предстоит познакомиться?
- Постарайтесь сформулировать цель урока, задачи, которые мы должны будем решать на уроке.
Приложение № 5.
Культура
(материальные, идейные, нравственные условия жизни общества проявляются в:)
______________________________________________________________________
воспитании литературе
архитектуре музыке
театре
скульптуре живописи
Приложение № 6.
1. Архитектура 5. Классицизм
2. Скульптура 6. Ампир
3. Театр 7. Эклектика
4. Живопись
Приложение № 7.
Задания в группах.
- Выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры Москвы.
- Выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры Петербурга.
- Характерные черты Московского классицизма.
- Московский кремль – начало всех начал.
- Характерные черты Петербуржского классицизма.
- СПБ – величавый памятник торжественной старины.
Приложение № 8.
Выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры
Приложение № 9.
Сообщения старшеклассников:
- Ярославль – родина российского театра
- Градостроительство и архитектура г. Ярославля
- Ярославлю – 1000.
- Дом культуры п. Константиновский
Приложение № 10.
- Что у вас вызвало особый интерес?
- На какие вопросы вам труднее всего было отвечать?
- На какие вопросы вы хотели бы ответить на следующем уроке?