Воскресенье, 28.04.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS

РМО учителей общественных дисциплин

Счетчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Булат Татьяна Николаевна

Разновозрастные занятия

(Методическая разработка, 2015г.)

«Золотой век» русской культуры (8, 10 классы)

/Bulat_TN/bulat_t.n-zolotoj_vek_russkoj_kultury-raznovozrast.doc

Цель: познакомить учащихся с основными достижениями русской культуры указанного периода, воспитать у учащихся чувство гордости за отечественную культуру.

Задачи:

Образовательные:

Общие (8, 10 класс)

  • Уяснить исторические условия, отражения  исторических событий, катаклизмов в культуре России первой половины 19 века
  • Основные стили и направления в культуре  России первой половины 19 века
  • Осознание важности вопроса в прошлом и на сегодняшний момент
  • Мировое значение русской культуры России первой половины 19 века

8 класс

  • Знакомство с архитектурными стилями
  • Знакомство с ведущими русскими театрами, с памятниками архитектуры, скульптуры, произведениями живописи, музыки
  • Культурное развитие края в первой половине 19 века

10 класс

  • Расширение и углубление знаний о ведущих русских театрах, памятниках архитектуры, скульптуры, произведений живописи, музыки.
  • Культурное развитие края в первой половине 19 века

Развивающие:

  • Развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования и умений работать в разновозрастных группах
  • Развитие организаторских способностей
  • Развитие познавательных интересов
  • Развитие умений обобщать материал и делать логические выводы

Воспитательные:

  • Формирование культуры общения и чувства ответственности
  • Формирование умения самооценки и оценивания других
  • Воспитание уважения друг к другу
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за отечественную культуру.

Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний).

Методы: исследовательский, проблемный, целеполагание.

Обоснование объединения классов:

Сходство содержания в 8 и 10 классах и возможность приобретения педагогических навыков.

                                                 Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. замечания

1. Систематизация ранее полученных знаний по культуре

Организует работу в группах, задает вопросы группам (приложение №1

Обмениваются знаниями. Ученица старшеклассница оценивает ответы учащихся и отмечает в таблице как работали группы (приложение №2)

Текст вопросов на столе в каждой группе. В карте самоконтроля учащиеся отмечают в графе «Моя активность» на каждый вопрос отвечая. В графе «Самооценка» поставил себе оценку

2. Совместное открытие знаний

Логически подводит детей к восприятию новой  темы (приложение №3,4)

Дает фрагмент по видеокультуре 1-ой половины 19 в

(архитектурный облик Москвы, Петербурга)

Сообщают тему.

Самостоятельно формулируют цель, задачи. Работают со схемой.

Тема записана на доске.

Формулировка цели, задач записывается в виде схемы на доску. (приложение №5

2.1. Самостоятельная работа учащихся

Вводит понятия (приложение №6)

Дают определения понятиям, работа с учебником, справочной литературой

На доске записаны понятия. В таблице делаются отметки кто как работал и каждый оценивает себя сам

2.2. Поисковая работа учащихся

Знакомит с содержанием понятия для поисковой работы (приложение №7)

Изучают творческие проекты учащихся, иллюстрации, буклеты. На основе изученного составляют схему, лучший вариант выносится на доску и комментируется вслух. (приложение № 8)

Восьмиклассники расширяют свои знания по данной теме. С помощью схемы, которую оформили и прокомментировали старшеклассники

2.3. Проверка выполнения самостоятельного задания

Организует совместную деятельность учащихся, их взаимопомощь

Рассказывают о выдающихся памятниках архитектуры, скульптуры Москвы, Петербурга. Характерные черты московского, петербургского, Провинциального классицизма. (творческие работы детей хранятся в кабинете истории)

 

2.4. Знакомство с краеведческим материалом по теме

Предоставляет слово старшеклассникам (приложение № 9)

Расширяют и конкретизируют свои знания по данной теме. Рассказывают и показывают архитектурные памятники г. Ярославля, старинные здания в стиле провинциального классицизма

Учащиеся приглашают совершить заочную экскурсию по Санкт-Петербургу, Москве, Ярославлю

2.5. Музыкальная гостиная 1-ой половины 19 века

Эту часть урока проводит учитель музыки

Учительница вместе с учащимися знакомит всех с достижениями в области музыки. Звучат: оркестровая запись, песни, романсы в исполнении учащихся. Все поют песню «Вдоль по улице метелица метет». Продолжают работу со схемой «Крупные музыкальные произведения отечественных композиторов»

Сообщение готовится учащимися 8, 10 классов

2.6. Информационный симпозиум, посвященный живописи данного периода

Эту часть урока проводит учитель МХК

Учащиеся знакомятся с достижениями в области  живописи, работают с видеоматериалами и продолжают работу над разгадыванием кроссворда

Сообщения и видеоматериалы готовят учащиеся

 8 класса

3. Подведение итогов

Организует рефлексию, комплексный анализ

Высказывают свою точку зрения по проблеме, обмениваются мнениями (приложение № 10)

Оценивают ответы учащихся в группах, самооценку

Учащиеся заполняют карту самоконтроля. Учащиеся выставляют себе оценку, пишут свои предложения и т.д. (приложение № 11)

4. Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание

Записывают домашнее задание и берут дополнительную литературу по «Русской православной церкви в первой половине

19 в.»

 

Приложение № 1.

  1. Объясните, как вы понимаете слово «культура»?
  2. Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине

     19 в.

  1. Определите факторы, которые оказали влияние на развитие системы образования, науки, культуры в первой половине 19 века.
  2. К началу 19 века Россия являлась страной особой культурной жизни со своими особенностями… Назовите, пожалуйста, эти особенности культурного развития.
  3. Простые люди находились вне культуры?

Приложение № 2.

Таблица с оценкой     «+»,           «-»,                 «+-»

                                Отлично   доработать       хорошо

Группы

Повторение пройденного (систематизация ранее полученных знаний по культуре)

Определение темы, цели, задач

Понятия

Поисковая работа

Решение кроссворда

1

2

3

4

5

6

 

Приложение № 3.

В одном из своих произведений Александр Иванович Герцен писал о русском народе …..  Время Пушкина, первую треть 19 века называют …

(ученики называют «Золотым веком» русской культуры)

Приложение № 4.

  1. С какими достижениями культуры вы знакомились?
  2. С какими достижениями культуры нам предстоит познакомиться?
  3. Постарайтесь сформулировать цель урока, задачи, которые мы должны будем решать на уроке.

Приложение № 5.

Культура

(материальные, идейные, нравственные условия жизни общества проявляются в:)

______________________________________________________________________

                               быту                                       идеологии

            воспитании                                                                     литературе

образовании                              искусстве                                     науке

 

                             архитектуре                       музыке

                                                    театре

                                     скульптуре         живописи

Приложение № 6.

1. Архитектура                           5. Классицизм

2. Скульптура                             6. Ампир

3. Театр                                        7. Эклектика

4. Живопись

Приложение №  7.

Задания в группах.

  1. Выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры Москвы.
  2. Выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры Петербурга.
  3. Характерные черты Московского классицизма.
  4. Московский кремль – начало всех начал.
  5. Характерные черты Петербуржского классицизма.
  6. СПБ – величавый памятник торжественной старины.

Приложение № 8.

Выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры

    Петербург                                 Ярославль                                  Москва

Приложение № 9.

Сообщения старшеклассников:

  • Ярославль – родина российского театра
  • Градостроительство и архитектура г. Ярославля
  • Ярославлю – 1000.
  • Дом культуры п. Константиновский

Приложение № 10.

  1. Что у вас вызвало особый интерес?
  2. На какие вопросы вам труднее всего было отвечать?
  3. На какие вопросы вы хотели бы ответить на следующем уроке?
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930