Воскресенье, 28.04.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

РМО учителей общественных дисциплин

Счетчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

"Использование метапредметных технологий на уроках истории как средство реализации новых образовательных стандартов"

С 2013-2014 учебного года я начал реализацию ФГОС в 5 классах и сразу столкнулся с большим количеством трудностей. В первую очередь, это составление рабочих программ в соответствии с новыми требованиями. Во-вторых, пересмотр технологий обучения, которые будут способствовать достижению не только предметных, но и личностных, и метапредметных образовательных результатов. 

В преодолении затруднений мне помогло участие в деятельности творческой группы педагогов района по освоению мыследеятельностной педагогики доктора психологических наук Ю. В. Громыко и региональной инновационной площадки «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС». После обучения на семинарах и тренингах, проводимых сотрудниками НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (г. Москва), я начал активно использовать метапредметные технологии на своих уроках.

Я считаю, что мыследеятельностная педагогика является одним из наиболее актуальных и эффективных средств использования системно-деятельностного подхода в обучении для достижения метапредметных образовательных результатов.

Это область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности.

Под мыследеятельностью следует понимать комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности.

Основа учебного процесса – развитие мыследеятельностных способностей: мышления, воображения, рефлексии, понимания, осмысления, способности к коммуникации и самоорганизации действий.

Метапредметы как способ реализации мыследеятельностной педагогики.

В рамках мыследеятельностной педагогики Ю.В. Громыко разработана уникальная технология, способствующая повышению качества образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Эту технологию называют метапредметной.

Отличительной особенностью метапредметной технологии является то, что в ней не предполагается четкое выстраивание урока и ориентация исключительно на предметный материал. Вместо этого составляется сценарий урока, в соответствии с которым ученики сами будут пытаться определить способы и план достижения поставленной ими цели.

В своей педагогической практике я использую элементы трех метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема».

Применение элементов метапредмета «Знак».

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. «Важнейшая характеристика метапредмета «Знак» состоит в том, что в ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод, - что в переводе с греческого означает путь познания». Метод конструируется и проектируется самими учениками. После этого он должен быть обязательно проверен.

Элементы этой технологии я использую при изучении многих тем по истории. Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Египет – страна на берегах Нила и ее жители» ученики строят схему «Формирование Древнеегипетского государства», на уроке «Древняя Палестина. Израильское царство» выстраивают схему «Государство евреев на территории Древней Палестины», в 6 классе в теме «Сеньоры и вассалы» чертят схему феодальной лестницы.

Подробный рассказ об уроке «Ахейская Греция». Схема общественного устройства.

На уроках, кроме материалов учебника, я использую специально подготовленные тексты, исторические источники. При построении схем не даю строгих шаблонов, главной особенностью является творческий характер деятельности. Считаю, что навыки работы учащихся со схематизацией можно применять абсолютно на всех уроках.

Применение элементов метапредмета «Знание».

В основе предмета лежит развитие творческого мышления. Изучая рассматриваемый метапредмет, «учащиеся не только узнают от учителя и из учебника о сделанных кем-то открытиях, но и сами смогут приоткрывать их или совершать свои собственные, то есть смогут попробовать себя в роли первооткрывателей и исследователей». Основной упор делается на развитие способностей работы с понятиями.

Например, на уроке в 10 классе по теме «Что такое государство – у меня и у Платона?». Во время последовательного выполнения заданий обучающиеся реконструируют понятие государства, на которое опирался Платон в своем диалоге «Государство». Они необходимо вырабатывают свое отношение к предложенным версиям. Затем им предлагается построить модель государств, существовавших в разные исторические эпохи.

Использовал технологию науроке на тему «Установление царской власти. Складывание идеологи самодержавия» и урок на тему «Просвещенный абсолютизм»

Применение элементов метапредмета «Проблема».

В рамках метапредмета «Проблема» формируется способность работы с текстами. Он дает учащимся возможность сопоставить выстроенную ими версию с версией автора текста.Если эти версии не совпадают, это не означает, что одна из них неправильная.

Необходимо проделать специальную работу, чтобы определить, в чем состоит различие версий. Главное – это научиться предвосхищать и предугадывать то, что собирается сказать автор.

Например, на уроке в 11 классе «Аграрная реформа П.А. Столыпина. Противоречия незавершенной модернизации» мои ученики пытались постичь суть реформаторского процесса, восстанавливая разные позиции.

Метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

5. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

6. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Диагностика метапредметных образовательных результатов

Элементы метапредметов можно применять в повседневной педагогической практике на любых предметах. Используя их на уроках истории уже на протяжении трех лет, я заметил, что они дают свои результаты: уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся вырос. Это подтверждают и данные внутришкольного мониторинга метапредметных образовательных результатов. Возросли умения работы с тексом, умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Учащиеся успешно осваивают и совершенствуют навыки моделирования, перевода текстов в знаковые символы, схемы. Возросла культура общения, умение вступать в дискуссию, грамотно и уважительно оппонировать собеседнику. Снижается уровень опасений по поводу острой критики учителем в высказывании альтернативной точки зрения. Вместе с тем повысилась культурно-нравственная ответственность в сохранении и изучении достижений наших предков. На новый качественный уровень выходит понимание исторического процесса, а не заучивание отдельных фактов в отрыве друг от друга.

Обобщение опыта

Ежегодно опыт работы по внедрению метапредметных технологий в образовательный процесс я представляю на муниципальных методических декадах и фестивале методических разработок «Реализация ФГОС средствами мыследеятельностной педагогики». Провёл открытый урок на региональном семинаре «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО». Во Всероссийском конкурсе «Учитель школы будущего – 2013» сценарий разработанного мной занятия с применением элементов метапредмета «Проблема» удостоен II места в номинации «Воспитание и мировоззрение».

В настоящее время я изучаю научную и методическую литературу по использованию метапредмета «Задача» на уроках истории, центральной проблемой которого является рассмотрение структуры деятельности, обеспечивающей разработку решения задачи.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930