Суббота, 27.04.2024, 23:09
Приветствую Вас Гость | RSS

РМО учителей общественных дисциплин

Счетчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Метапредметные технологии на уроках истории

Метапредметные технологии на уроках истории

На данный момент мыследеятельностная педагогика является актуальным подходом к построению нового содержания образования, особенно в связи с внедрением нового образовательного стандарта. В рамках нее разработана уникальная технология, способствующая повышению качества образовательного процесса через работу со способностями учащегося.

Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова. В рамках мыследеятельностной педагогики разработана и апробирована целая серия курсов, нацеленных на формирование теоретического мышления у школьников. Центральным звеном здесь являются метапредметы.

Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. «Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности» [1].

Отличительной особенностью метапредметов является то, что в них не предполагается четкое выстраивание урока, предполагающее ориентацию исключительно на предметный материал. Вместо этого определяется сценарий урока, который предполагает, что ученики сами будут пытаться определить способы и план достижения поставленной ими же цели.

На данный момент разработаны и опробованы в реальной образовательной среде 4 метапредметных курса – «Знание», «Знак», «Задача», «Проблема». Каждый из них имеет свою учебную программу, которая рассчитана на период с 8 по 11 классы.

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. «Важнейшая характеристика метапредмета «Знак» состоит в том, что в ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод, - что в переводе с греческого означает путь познания». Метод конструируется и проектируется самими учениками. После этого он должен быть обязательно проверен. «Правильно построенная схема – это и есть метод или схематизация метода» [3. С. 8-9].

Элементы этого метапредмета можно использовать при изучении практически всех тем по истории,  в том числе, начиная с 5 класса. По данному направлению накоплен реальный педагогический опыт. Построение схемы «Формирование Древнеегипетского государства» было использовано на уроке в 5 классе по теме «Египет – страна на берегах Нила и ее жители». На уроке «Древняя Палестина. Израильское царство» обучающиеся пытались выстроить схему «Государство евреев на территории Древней Палестины». В 6 классе в теме «Сеньоры и вассалы» учащиеся выстраивали схему феодальной лестницы.

На всех уроках за основу был взят материал учебников и специально подобранных к уроку текстов. При построении схем учитель не давал строгих шаблонов, а главной особенностью был творческий характер деятельности. Навыки работы со схематизацией можно применять абсолютно на всех уроках.

Метапредмет «Знание» разработан в парадигме мыследеятельностной педагогики выдающегося психолога В.В. Давыдова и  известного методолога Г.П. Щедровицкого. В разработке метапредмета принимали активное участие ученые-психологи,  а также учителя и методологи школы № 1314 г. Москвы. В основе предмета, по мысли самих авторов, лежит развитие творческого мышления. Интерес к получению знаний необходимо повышать путем создания определенных условий для самостоятельной выработки этих знаний самими учениками. Изучая рассматриваемый метапредмет, «учащиеся не только узнают от учителя и из учебника о сделанных кем-то открытиях, но и сами смогут приоткрывать их или совершать свои собственные, то есть смогут попробовать себя в роли первооткрывателей и исследователей» [2. С. 3].

Чтобы развивать способность творить, то есть создавать что-то поистине новое, в рамках метпредмета «Знание» отдельное внимание уделяется идеализации, то есть «идеальному конструкту или идеальному ткорктическому объекту, лежащему в основе того или другого предметного понятия и определяющего его смысл» [2. С. 242].  

В качестве примера приводится сценарий уроков «Что такое государство – у меня и у Платона?». Во время последовательного выполнения 17 заданий необходимо реконструировать понятие государства, на которое опирался Платон в своем диалоге «Государство». Ученикам необходимо выработать свое отношение к предложенным версиям. На следующем этапе предлагается построить модель государств, существовавших в разные исторические эпохи и т.д. С выполнением каждого последующего задания обучающиеся приближаются к разрешению поставленного в начале вопроса. Элементы данной технологии можно использовать для изучения большого спектра понятий, в зависимости от целей и задач урока.  

Метапредметы включают в себя работу с текстами. Здесь целесообразно обратиться к метапредмету «Проблема». Рассматриваемый метапредмет дает учащимся возможность сопоставить выстроенную ими версию с версией автора текста, если эти версии не совпадают, это не означает, что она из них неправильная. Необходимо проделать специальную работу, чтобы определить, в чем состоит различие версий. Главное – это научиться предвосхищать и предугадывать то, что собирается сказать автор.

На уроке «Аграрная реформа П.А. Столыпина. Противоречия незавершенной модернизации», учащиеся пытались постичь суть реформаторского процесса, восстанавливая разные позиции. В ходе работы они опирались на мнения литературного критика и публициста В.В. Розанова и советского политического и государственного деятеля В.И. Ленина. Школьники учились формировать собственную позицию относительно данного события, ведь за текстом автора необходимо суметь разглядеть деятельность. Осуществление подобных попыток увидеть, что автор делает в том или другом фрагменте текста это необходимый момент для процесса обучения [4. С. 4].

В метапредмете «Задача» центральной проблемой является рассмотрение структуры деятельности, обеспечивающей разработку решения задачи. При разработке учебных модулей по метапредмету «Задача» авторы ушли от рассмотрения задач, решение которых сводится к выявлению данных и искомых числовых значений, отысканию и применению формулы, которая связывает данные и искомые. Все задачи решаются на качественном, а затем на количественном уровне. Рассматриваются задачи, решение которых основано на знаниях из нескольких предметов, или задачи, в которых затрагиваются не изучавшиеся учениками вопросы. В первой части пособия описываются учебные модули, цель которых подготовить обучающихся к изучению метапредмета «Задача». В дальнейшем приобретенный опыт поиска решения служит базой для систематического изучения как метапредмета, так и учебных предметов [5. С. 4].

Предметом специального рассмотрения во второй части является процесс выработки решения в целом, его основная характеристика – способ решения, а также составляющие его специфические мыследеятельностные процессы: понимание и моделирование [5. С. 5].  

Элементы метапредметных технологий можно применять в повседневной педагогической практике на любых предметах в основной школе. Данная технология актуальна не только в старших  классах, но и в среднем звене.

Библиографический список

  1. Громыко, Н. В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников [Электронный ресурс]: – М.: Сообщество школы 1314 «Проектный колледж». – Режим доступа: http://1314.ru/node/24. Время обращения 25.10.2014.
  2. Громыко, Н. В. ГОО : Метапредмет «Знание» [Текст] : учебное пособие для учащихся старших классов / Н. В. Громыко. – М. : Пушкинский институт, 2001. – 544 с.
  3. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов [Текст] : учебное пособие для учащихся старших классов / Ю. В. Громыко. – М. : Пушкинский институт, 2001. – 288 с.
  4. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Проблема» [Текст] : учебное пособие для учащихся старших классов / Ю. В. Громыко. – М. : Институт учебника «Пайдейа», 1998. – 382 с.
  5. Устиловская, А. А. Метапредмет «Задача» [Текст] : учебное пособие для педагогов / А. А. Устиловская. – М. : НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011 . – 272 с.

 

Сценарии уроков

1. "Ахейская Греция"

/metapredmety/scenarij_uroka_akhejskaja_grecija.docx

/metapredmety/akhejskaja_grecija.ppt

2. "Владимиро-суздальское княжество"

/metapredmety/scenarij_uroka_vladimiro-suzdalskoe_knjazhestvo.docx

/metapredmety/vladimiro-suzdalskoe_knjazhestvo.ppt

3. "Египет – страна на берегах Нила и ее жители"

/metapredmety/scenarij_uroka-egipet_strana_na_beregakh_nila_i_ee.doc

/metapredmety/drevnij_egipet.ppt

4. "Древняя Палестина"

/metapredmety/scenarij_uroka-drevnjaja_palestina.docx

5. "Реформы П.А. Столыпина. Противоречия незавершенной модернизации"

/metapredmety/reformy_p.a-stolypina-protivorechija_nezavershenno.doc

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930