Учебно-методическая публикация
учителя истории СОШ №6 г. Тутаева
Есиной Елены Николаевны.
Методическая разработка районной интеллектуальной игры «Шаг к пятерке»
Методическая тема – «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Введение
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире. Поэтому перед учителем всегда стоит вопрос, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые , побуждают овладевать знаниями и умениями, обеспечивают активное участие обучающихся., повышают авторитет знаний. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения которые способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению.
Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта.
Интеллектуальная игра объединяет игровую и учебную деятельность, развивает теоретическое мышление, логику, мотивирует к самостоятельному поиску информации.
Для современной школы проведение интеллектуальных игр актуально, т.к.они развивают познавательный интерес и эрудицию, способствуют положительной мотивации к обучению
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не только предметные знания, но и «компетенции»- то, что определяет способности человека применять в конкретных ситуациях свои знания и умения
В условиях ограниченного времени участникам игры требуется ответить на ряд вопросов , выполнить задания применяя методы продуктивного мышления .
Целями интеллектуальных игр, как правило, являются следующие:
- Создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально - развивающей деятельности;
- Содействие развитию интеллектуально - творческих способностей ;
- Содействие развитию самостоятельной поисковой деятельности;
- Выявление и поддержка интеллектуально одаренных учащихся;
- Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.
Для реализации этих целей необходимо помнить о следующих задачах:
- развитие логического и творческого мышления,
- развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов (обобщение, анализ, синтез),
- развитие навыков построения логической цепочки,
- развитие навыков командной работы.
В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения интеллектуальных игр в школе .
Поэтому актуальность представленной учебно-методической работы определяется темой «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях работы современной школы»
Проблемой рассматриваемой в работе являются условия эффективного применения интеллектуальных игр в школе.
Целью настоящей работы явилось рассмотрение методики проведения интеллектуальных игр как важнейшего компонента деятельности учителя
В методической разработке затронуты общие теоретические и методические вопросы организации интеллектуальных игр, представлены материалы.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанной интеллектуальной игры в практической деятельности учителей, специализирующихся в области социально-гуманитарных дисциплин.
. Основная часть
Предлагаю вниманию коллег методическую разработку подготовки и проведения районной интеллектуальной игры«Шаг к пятерке».
Районная интеллектуальная игра «Шаг к пятерке» проводится в Тутаевском муниципальном районе с 2012 года по инициативе автора данной методической разработки.
Для реализации идеи были поставлены следующие задачи:
- активизировать деятельность учителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся;
- создать систему интеллектуальных игр с определенной структурой и на основе постоянных требований;
- разработать рекомендации для педагогов при подготовке и проведению районной интеллектуальной игры.
5 шагов в игре «Шаг к пятерке»
1. Разработка общего Положения по интеллектуальной игре, где прописаны основные правила ее проведения. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Она не должна изменяться от одной игры до другой. ( см. Приложение 1)
2. Выбор темы очередной игры. По Положению игры «Шаг к пятерке» это всегда темы, посвященные юбилейным событиям отечественной истории. Выбор таких тем соответствует целям исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся как раз и заключается в возможности использования памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма.
3.Подготовка команд к игре. Для этого на заседании МО создается команда учителей (Оргкомитет), которые готовят обучающихся к игре. Обговариваются особенности проведения очередной игры по определенной теме, назначаются сроки ее проведения. В ходе подготовки проявляется воспитательное значение игры. Обучающиеся , работая над материалами , посвященными юбилейным датам включаются не только в исторический процесс, но и духовное состояние общества, т к празднование юбилеев в наше время стало не просто данью памяти , но и мощным культурным катализатором, влияющим на состояние исторической памяти народа. Таким образом , юбилей можно рассматривать как культурно-социальный феномен, имеющий огромное воспитательное значение для воспитания подростков.
Игра предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Команды формируются по 5 человек из разных школ района . Также на игре присутствуют болельщики, поддерживающие команду своей школы. Игра определяется по типу игр как составная. В ходе игры участники проходят 5 шагов:- конкурсов, оценивающихся по балловой системе. На каждом этапе игры разнообразные задания.
В начале игры участники представляют свою команду(название образовательного учреждения, название команды, девиз и домашнее задание - постер по теме игры .
На 1.2,3,4,этапе задания командам дает ведущий. Эти задания так или иначе связаны с конкретными типами заданий ОГЭ или ЕГЭ по истории (на работу с таблицами, схемами, картами, иллюстрациями) и вызывают у участников живой практический интерес.
На 5 этапе каждая команда задает вопросы по теме игры командам соперникам.
Цель данного этапа - развитие понятийного мышления, поэтому вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знаний. В тексте вопроса должны присутствовать как «подсказки», упрощающие поиск искомого ответа, так и «лишняя» информация, которая затрудняет или «затемняет» правильный ответ. Привлекательными бывают вопросы , которые опираются на чувство юмора. Время на обдумывание ответа – 1 минута .
4. Подготовка сценария игры. ( см. Приложение 2)
5.Награждение участников игры. Итоги игры «Шаг к пятерке» подводятся по сумме баллов, полученных в ходе проведения интеллектуальной игры . Победителем признается команда, набравшая большее число баллов. В случае равного числа набранных командами баллов, задается дополнительный вопрос, по результатам которого определяется победитель.
Все участники районной интеллектуальной игре «Шаг к пятерке» получают сертификаты. Команды-победители награждаются дипломами.
Заключение
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности. Индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени, соревнования делает интеллектуальную игру эффективным средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Любой учитель, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, может организовать и провести интеллектуальную игру« Шаг к пятерке» в соответствии с определенной структурой и на основе постоянных требований.
Залогом ее успеха является постоянство формы и регулярность проведения ,ясность построения программы игры, возможность участия всех желающих.